qwe
 

Для просмотра PDF-документов
(включая электронные подписи)
рекомендуем использовать
Adobe Acrobat Reader DC

Навигация

Опрос граждан об удовлетворенности
качеством образовательных услуг

Год ПАМЯТИ и СЛАВЫ

Мониторинг качества
услуг психолого-педагогической,
методической и
консультативной помощи

Навигатор
дополнительного образования
детей в Самарской области:

Навигатор дополнительного образования Самарской области

Уважаемые родители! Просим вас оценить качество работы общественного транспорта, дорог и предоставления коммунальных услуг!

Дайте оценку!

 

Центр гигиенического образования

 

Баннер официального портала мэрии городского округа Тольятти

Изображение

   Портал государственных услуг Российской Федерации

ПРОФСОЮЗ
Наш профсоюз

 

 

Заказать обратный звонок

Заявка на обучение

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Национальные проекты России

Раздел «Противодействие коррупции» на портале Министерства образования и науки Самарской области

Психологическая помощь родителям

В 2023 году СГСПУ оказывает родителям бесплатную психолого-­педагогическую, методическую и консультационную помощь по вопросам развития, воспитания и образования их детей в возрасте от 0 до 18 лет, профилактики социального сиротства. Перейти на сайт >>>

  Психологическая помощь родителям

   Объясняем.РФ

Телефон доверия

  Телефон доверия

 

Педагог Чернигина Марина Валерьевна. Материалы к программе

 Программа "Лингвистический практикум "Верба"

Порядок дистанционной работы: вы изучаете предложенный материал, выполняете упражнения и задания. Отсканированные работы присылайте для проверки на электронную почту   marina.chernigina.2014@mail.ru 

 25 апреля. Раздел «Правописание частей речи». Тема «Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи».

  Наша задача сегодня -  отработать навык правописания НЕ с различными частями речи.  Для этого необходимо:

1) Повторить орфограмму "Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи";

2) Запомнить алгоритм применения правила и  потренироваться в применении алгоритма;

4) Выполнить учебно-тренировочные упражнения. Часть из них с ответами, и вы сможете проверить себя сами. Те упражнение, где не дано ответов, выполнить  и в отсканированном виде прислать на проверку педагогу;

5) Проконтролировать, как усвоен материал занятия (выполнение теста).

Начинаем занятие

1) Повтори орфограмму.

Орфограмма: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, причастиями, глаголами, деепричастиями).

Не пишется слитно:

·                    с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не не употребляется (невидаль, недотрога, невзрачный, невзначай);

·                    с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно заменить синонимом без не (недруг — враг, немалый — большой);

·                    в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях (некто, неласково);

·                    с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления (неочищенные овощи);

·                    НЕ является приставкой отрицательных местоимений , если после НЕ нет предлога (делать нечего).

Не пишется раздельно:

·                    с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть противопоставление с союзом а (он мне не друг, а враг);

·                    с наречием, если к нему относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно);

·                    с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется (не спеша, не делал, ненавидеть);

·                    с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом а (не сданные вовремя книги; не придуманные, а взятые из самой жизни, истории);

·                    с краткими причастиями (работа не доделана).

 

2) Запомни алгоритм применения правила и потренируйся в применении алгоритма. 

Алгоритм применения правила

1. Определи часть речи.
2. Посмотри, нет ли в предложении слов, при которые НЕ всегда пишется раздельно.
3. Обрати внимание, нет ли приставки НЕДО- или сочетания НЕ  ДО-.
4. По части речи вспомни правило.

Разбор задания (образец применения алгоритма).

Задание. В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) Ему не хватает опытности и (не)достает терпения.
2) Наша страна (не)зависима.
3) Его как-то сразу (не)взлюбили.
4) Мы остановились на отнюдь (не)пригодной для стройки площадке.

Разбор предложения №1.
(Не)достает – глагол с НЕ(ДО)-. Убираем НЕ-: ему достает терпения. Так говорить нельзя, значит без НЕ не употребляется. Пиши слитно!
Разбор предложения №2.
(НЕ)зависима – это краткое причастие с суффиксом –ИМ. В предложении нет зависимого слова в творительном падеже, значит НЕ пишем слитно.
Разбор предложения №3.
(Не)взлюбили – без НЕ не употребляется. Пиши слитно.
Разбор предложения №4.
(Не)пригодной – прилагательное, но в тексте есть ОТНЮДЬ. Пиши раздельно.
Таким образом, правильный ответ – вариант №4.

Потренируйся в применении алгоритма разбора.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Случилось так, что мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.
2) Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой   (не)привычной обстановке.
3) Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
4) Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне все вам скучно.

3. Выполни учебно-тренировочные упражнения

Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки и распределяя слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети

Проверь себя. Упражнение 1. 

Упражнение 2. Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Проверь себя. Упражнение 2.

Упражнение 3. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание НЕ.

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 4. Перепишите предложения, объясняя устно слитное и раздельное написание НЕ.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 5. Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами

4) Контроль усвоения материала. Выполни тест по правописанию НЕ с разными частями речи.  ТЕСТ

 Проверь себя. Оцени уровень освоения учебного материала по следующим критериям: 13-15 правильных ответов - отлично, 10-12 правильных ответов - хорошо, 7-9 правильных ответов - удовлетворительно, 6 и менее правильных ответов - плохо.

 

 

18 апреля. Тема занятия "Правописание частиц НЕ-НИ с разными частями речи"

  Важно не только различать частицы НЕ и НИ, но и отличать частицу от союза и предлога. Именно от этого зависит правильное написание частиц. На занятии вы узнаете, в каких случаях НИ выступает в качестве частицы, приставки или союза и как при этом пишется НИ (слитно или раздельно).

 Изучите материал:

Графический файл не найден

 

Приставка ни- 

Ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий: никто (местоим.), никогда (нареч.).

Если частица ни отделяется от местоимения предлогом, то она пишется отдельно: ни с кем, ни у кого.

Отличайте отрицательное местоимение с приставкой ни-  от местоимения с частицей не.

Сравните: Это был не кто иной, как Дубровский. – Никто иной не мог этого сделать.

Запомни:

не что иное, как

не кто иной, как

ничто иное

никто иной

Повторяющийся союз  ни…, ни…

В роли повторяющегося  сочинительного союза ни…, ни… служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.

Например: Не хочу я ни осуждать, ни прощать вас. Ни она никого не тронет, ни ее никто не обидит.

Частица ни.

Частица ни со словами пишется раздельно: У меня с утра во рту ни крошки.

Одиночные и двойные частицы ни входят в состав устойчивых оборотов и пишутся отдельно. Например: как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть и др.

 Подсказка:

Графический файл не найден

Учебно-тренировочные упражнения

Упражнение 1. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

(Н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, (н_)кого не презирать, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, (н_)за чем (н_)гонится.

Проверь себя. Упражнение 1. 

 

Упражнение 2. Раскройте скобки. Обозначьте, чем в предложении (в слове)  является НИ.

 1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. (Ю. Олеша) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. (Т. Толстая) 3. Кем только он (н_)работал в армии. (В. Шукшин) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. (А. Майков) 5. И он уже так далеко, что (н_)крикнутъ, (н_)помочь. (А. Твардовский) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. (М. Салтыков-Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. (В. Шукшин) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! (М. Булгаков)  9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. (М. Булгаков) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. (М. Булгаков) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. (М. Булгаков) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. (К. Чуковский) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. (Т. Толстая)

 

 

11 апреля. Тема занятия "Отличие производных служебных частей речи от существующих существительных, местоимений, наречий с непроизводными предлогами и частицами"

 1) Изучите материал, запомните, как различить производные предлоги, союзы от существительных с предлогами, наречий или местоимений. Затем выполните упражнения.

Различайте предлоги и самостоятельные части речи

Предлог

Деепричастие с частицей не

несмотря на, невзирая на (= вопреки): Мы продолжали работать, несмотря на усталость.

не смотря (= не глядя): Мы шли, не смотря по сторонам.

Предлог

Имя существительное с предлогом

ввиду (= по причине, из-за): Ввидупло­хой погоды, поездка в горы отменяется.

иметь в виду;

в виду (= поблизости): Пароход оста­новился в виду города.

вследствие (= по причине, из-за):Мы вынуждены были сделать привал вслед­ствие усталости.

в следствие (= в ход следствия): Вследствие вмешался прокурор.

вроде, наподобие (= подобно, как):На столе лежало нечто вроде (наподобие) гриба.

в роде: Имена прилагательные согласуются с именами существительны­ми в роде, числе и падеже.

навстречу (= к): идти навстречудругу

на встречу: идти на встречу с другом

насчёт (= о): поинтересоватьсянасчёт отпуска

на счёт: перечислить деньги на счёт фирмы

вместо (= за): работать вместодруга

в место: в место укромное спрятать

в течение (в продолжение): ждатьв те­чение (в продолжение) часа

в течение (в течении): изменения в течении болезни; в продолжение (в продолжении)в продолженииповести появился но­вый герой

в заключение: сообщить в заключение совещания

в заключение (в заключении):прочитать в заключении врачей

Различайте союзы, местоимения и наречия

Союз чтобы = бел.каб.

Местоимение что с частицей быпи­шется раздельно, при этом частицу бы можно опустить или переставить в дру­гое место в предложении.

Научись быть большим даже в малом, чтобы (= каб) душу потом не ломало (Н. Некрасов).

 

Что_бы это съесть? (Что съестьбы это?)

Запомните: во что бы то ни стало.

Союзы тоже, также = и.

Указательное местоимение то и наречие так с частицей же пишутся раз­дельно, при этом частицу жеможно опустить, а к местоимениюто можно прибавить слово самое.

Я тоже опоздал. = Я такжеопоздал. = И я опоздал.

 

Хаджи-Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то_же (= то самое)(JI.Толстой).

Союзы причём и притом = вместе с тем (к тому же).

Предлог при с местоимениями чёми том пишется раздельно.

Идти ещё далеко, притом (= к тому же) песчаной дорожкой.

При_том документе прилагалось не­сколько копий. А я при чём?

Союз зато — но.

Предлог за с местоимением топишется раздельно.

Песня над домом смолкла, зато (= но) над прудом соловей заводил свою(В. Ко­роленко).

Не за то волка бьют, что сер, аза_то, что овцу съел (Пословица).

Союз итак = следовательно, стало быть.

Союз и с наречием так пишется раз­дельно.

Итак, всё осталось по-прежнему(3.Куриленко).

И так они прожили бок о бок целых сорок лет.

Союзы оттого что, потому что  = так как.

Сочетание предлога и местоимения с указательным значением от того, по тому, по этому пишется раздельно.

Оттого что (= так как) было холодно,

поездку в горы отменили.

От_того дома до моего двести метров.

2. Выполните упражнения.   Упражнение 1.    Упражнение 2.      Упражнение 3.      Упражнение 4.